В первой половине основного, или подготовительного, периода, обычно в ноябре и декабре, главное внимание уделяется гимнастическим упражнениям, упражнениям на развитие силы и выносливости. Таким образом, на передний план ставится задача развития мышц, действие которых необходимо при плавании, а также укрепления недостаточно развитых частей тела.
Во время плавания спортсмены выполняют с помощью рук и ног разнообразные упражнения.
Величина проплываемых отрезков дистанции должна ежедневно составлять примерно 1000—2000 м. При определении тренировочной дозы следует принимать во внимание личные качества юного пловца, его «плавательное прошлое», способности, а также и некоторые объективные факторы, например погоду и температуру воды. Отрезки дистанции юные пловцы должны преодолевать неторопливо, легко, так как целью этого периода является постепенное увеличение объема тренировки. Длительные заплывы, преодолеваемые в равномерном темпе, формируют правильные плавательные движения и одновременно стимулируют органы дыхания и кровообращения к экономичному действию.
Вторая часть этого периода состоит из ярко выраженной основной тренировки в воде, создающей юному спортсмену необходимую основу. Здесь в программе подготовки пловцов применяются в основном два типа тренировочных упражнений. Что же касается месячных циклов, то на 1-й и 3-й неделях проводится обучение технике плавания, а на 2-й и 4-й неделях выполняются специальные плавательные нагрузки.
Программа, рассчитанная на совершенствование технической подготовки, в основных чертах выглядит следующим образом:
Понедельник. Разминка, упражнения для мышц рук и ног, заключительная часть урока.
Вторник. Разминка, плавание способом баттерфляй + плавание вольным стилем, плавание вольным стилем с помощью рук + плавание способом дельфин с помощью ног, заключительная часть урока.
Среда. Разминка, плавание на спине с помощью движений рук + плавание способом дельфин + плавание только с помощью ног + медленное плавание способом брасс, заключительная часть урока*.
Четверг. Разминка, проплывание увеличенных, а затем сокращенных дистанций (50—200—200—50 м) в темпе, заключительная часть урока.
Пятница. Разминка, заплыв на длинную дистанцию с изменением способа плавания через каждые 100 м, заключительная часть урока.
Суббота. Игры на суше и в воде.
Программа плавательной нагрузки на неделю:
Понедельник. Разминка, 2X800 м, между дистанциями спокойное плавание 100 м, заключительная часть урока.
Вторник. Разминка, 2—4X400 м, между дистанциями спокойное плавание 100 м, заключительная часть урока.
Среда. Разминка, 5—7x200 м, спокойное плавание 100 м, заключительная часть урока.
Четверг. Разминка, 10—15X100 м, спокойное плавание 50 м, заключительная часть урока.
Пятница. Разминка, 20—25x50 м, спокойное плавание 50 м, заключительная часть урока.
Суббота. Игры на суше и в воде.
В каждой из перечисленных недель, согласно принципу разностороннего обучения, юные спортсмены проплывают заданные дистанции двумя способами плавания, например вольным стилем и брассом или баттерфляем и на спине. В разминке, во время активного отдыха и в заключительной части урока применяется какой-нибудь третий способ плавания.
В период введения в спортивную форму количество тренировок в неделю существенно не изменяется. В зависимости от уровня подготовки, работоспособности юного пловца и его состояния, увеличивают интенсивность тренировки. Например, проводятся заплывы на отдельные дистанции с учетом времени.
Программа занятий может быть дополнена специально разработанными для этого периода гимнастическими упражнениями, а также упражнениями в беге под открытым небом — в лесу или на местности.
* Под замедленным брассом подразумевается, что после движения ногами и скольжения, следующего за ним, движение руками выполняется с задержкой движений ног. Это упражнение очень полезно для совершенствования техники брасса, для отдельного контроля за движением руками и ногами.
http://www.offsport.ru